ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 



 

Мария Юдина

1899-1970

Мария ЮдинаРазорванность в ХХ веке культурных связей между Россией и Западом, обусловленная идеологическими и политическими разногласиями, не привела к абсолютной изоляции русских музыкантов от достижений мировой музыкальной культуры. Находились в России люди, посвятившие свою жизнь распространению и популяризации новой музыки. К таким подвижникам относится пианистка Мария Вениаминовна Юдина (1899-1970) выдающийся музыкант уходящего столетия, но, несмотря на это, ее жизнь и творчество для многих по-прежнему terra incognita.

Родилась Мария Вениаминовна в городе Невеле Псковской области в семье земского врача. Яркая музыкальная одаренность проявилась уже в раннем детстве. В 13 лет М.В. Юдина поступила на низший курс Петроградской консерватории в класс профессора О.К. Калантаровой, закончила консерваторию в 1921 году. Ей, как и окончившему в этом же году В.В. Софроницкому, была присуждена премия Антона Рубинштейна. В 1922 году М.В. Юдина получила звание профессора консерватории.

Но музыка была не единственной страстью Марии Вениаминовны. Она ощущала насущную потребность в изучении наук: философии, математике, литературы, поэзии. Как вольнослушательница посещала отделение классической филологии и философский факультет Петербургского университета.

Юдина писала впоследствии: "... я счастлива тем, что в меня крепко были заложены некие основы интеллектуального и этического бытия вообще ... я получила некие "ключи" к гуманитарному познанию..."

Среди тех, с кем общалась М.В. Юдина, были литературовед и философ М.М. Бахтин, естествоиспытатель, математик и философ В.А. Флоренский, музыкальный ученый Б.Л. Яворский, художник В.А. Фаворский, физиолог и психолог А.А. Ухтомский, поэты Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий.

Всю жизнь М.В. Юдина занималась педагогической деятельностью. Она преподавала в Петроградской, Тбилисской и Московской консерваториях, в институте имени Гнесиных. Развивая у студентов чисто профессиональные навыки, она воспитывала музыкантов с широким кругом общекультурных интересов.

Полвека Мария Вениаминовна отдала концертной деятельности. Репертуар исполняемых ею произведений разнообразен и велик, а мастерство и талант делают ее выдающейся пианисткой ХХ века. В 1920-е говорили, что Юдина "что-то подкладывает в рояль", таков был звук!
Ее исполнение отличалось масштабностью художественного мышления, философской глубиной интерпретаций. Впервые исполнила она в России многие сочинения отечественных и зарубежных композиторов. С просветительским энтузиазмом она пропагандировала новаторскую музыку Стравинского, Хандемита, Кштенека, Бартока, Прокофьева.

Юдина, будучи новатором, полагала свое новаторство на прочнейшем классическом фундаменте. Два имени, Бетховен и Мусоргский, всю жизнь неизменно занимали ее. Она считала, что Бетховен с его строгостью выразительных средств взывает к воображению, а Мусоргский, - сама выразительность, но не темперамент, парадоксально замечает она, - прямо к сердцу.

Н.А. Павлович в своей книге "Невод памяти" так характеризует игру М.В. Юдиной: "Мария Вениаминовна за роялем - это львиная сила, не женская и не женственная стихия, это суровая мысль, нерастраченная страсть, огненный взмах больших сумрачных крыльев.

Огромных усилий стоило Юдиной убедить концертные организации и фирму грамзаписи "Мелодия" в том, что без массового распространения и исполнения сочинений новых отечественных и зарубежных композиторов музыкальная жизнь страны оборвется.
За приверженность музыке ХХ века, за многочисленные дружеские связи с западными музыкантами, а на языке документов - "за пропаганду антисоветской музыки Стравинского и Хиндемита" М. В. Юдину в 1960 году уволили из Института им. Гнесиных, где она преподавала. Концертная деятельность ей была фактически запрещена...

Искусство, музыка требовали огромных затрат времени, но жизнь общества никогда не была безразлична Марии Вениаминовне. Ее ученица, профессор Тайванского колледжа искусств, М.А.Дроздова так охарактеризовала свою наставницу: "Ее волновало все: процесс Иосифа Бродского, опасности, которым подвергался Александр Солженицын... Казалось, она искала опасностей и была готова к мученическому венцу. Нравственную опору М.Юдина находила в православии, а ее исполнительское искусство отличалось присутствием всеобъемлющего смысла, оно уводило в мир евангельский, общечеловеческий".

М.В. Юдина была не только великим музыкантом, она была мыслителем, общественным деятелем. Евгений Борисович Пастернак, сын великого поэта, с которым Марию Вениаминовну связывала духовная близость, сказал: "Нам смертельно не хватает таких людей, и нашей стране без таких личностей не выйти из глубокого кризиса".

Уже в наше время в 2001 году профессор Московской консерватории, участник Невельских Бахтинских чтений К.В.Зенкин сказал о Марии Вениаминовне: "Вряд ли где-либо еще деятельность исполнителя ставилась в такой широкий культурный контекст. Это обстоятельство отражает широту и многогранность личности Марии Вениаминовны Юдиной. Ее деятельность для нас - великий нравственный урок. Вся ее жизнь была озарена счастьем и радостью служения искусству".



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2016.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.