ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 



В Псковском музее-заповеднике хранится Евангелие Прокоповича в серебряном окладе
 

Феофан Прокопович, епископ Псковский и Нарвский

1681-8.09.1736

Феофан ПрокоповичФеофан Прокопович, выдающийся церковный и государственный деятель эпохи царствования Петра Великого, был назначен епископом Псковским и Нарвским 2 июня 1718 года, когда ему было всего 37 лет от роду. Получив сан епископа, Феофан, однако, большую часть времени пребывал в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Как известно, Феофану было поручено Петром составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим "Духовным регламентом" Феофан трудился в 1719-1720 годах. Когда была учреждена "духовная коллегия", Феофан был назначен в ней вторым вице-президентом.

Феофан вошел в историю XVIII столетия как автор многочисленных сочинений - проповедей, политических трактатов, речей, латинских стихов, как теоретик литературы, переводчик, комментатор. Прокопович сыграл важную роль в создании Академии наук, возглавлял кружок, в который входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, Я. В. Брюс и другие деятели русской культуры того времени.

Феофан Прокопович (в миру Елиазар) родился в Киеве в 1681 году. Учился в Киевской Духовной академии. Окончив Академию, Елиазар едет на Запад для продолжения образования: В Польше он принимает римо-католичество в форме униатства и постригается с именем Елисей. Затем - образование в Италии, в коллегии св. Афанасия, где инок Елисей с увлечением предается ученым занятиям. Показав блестящие успехи, он получает приглашения остаться в Италии. Однако из своего учения в Риме Феофан вынес отвращение к латинству и проникся симпатиями к протестантизму. В 1702 году он возвращается на Украину, отрекается от униатства и принимает постриг в православии с именем Самуил, затем берет другое имя, в честь своего дяди и воспитателя - Феофан. Летом 1709 года он произносит "Панегирикос, или Слово похвальное, о преславной над войсками Свейскими победе" в Софийском соборе в присутствии Петра I, возвращавшегося после Полтавской победы через Киев в Москву. С этого времени Петр, еще в 1706 году, в бытность свою в Киеве, обратив внимание на образованного проповедника, тогда преподавателя риторики в Академии, начинает благоволить ему. Решающую роль здесь сыграла исключительная близость во взглядах Феофана и Императора на церковные и вероучительные вопросы. Петру необходим был такой человек, как Феофан для осуществления церковной реформы в утилитарно-протестантском духе. Стефан Яворский, в то время местоблюститель Патриаршего Престола, также получивший образование в Киеве и в иезуитских коллегиях, был соперником и оппонентом Феофана.

"Петр более всего симпатизировал протестантизму, именно, лютеранству, привлекавшего его не только рационализмом, но и организационными принципами. Лютеранская реформация с организационной точки зрения именно и свелась к тому, что в бесчисленных немецких лютеранских княжествах церковь стала отраслью княжеского управления. Князь назначал пасторов, которые таким образом были попросту его чиновниками, проводившими при помощи религии его политику", - пишет историк Н. М. Никольский. Такие же принципы Петр стремился ввести и в России. Феофан подготовил для Петра "Регламент или Устав Духовной коллегии", который был опубликован и введен в действие 25 января 1721 года. По регламенту "исправление чина духовного" является такою же обязанностью царя, как и исправление чина гражданского и военного. Здесь - явная реализация протестантского принципа, что совершенно идет в разрез со статусом Церкви на Руси в древности. Для сравнения можно привести концепцию патриарха Никона, по которой власть царя и епископа не пересекается и каждой из них принадлежит своя область - духовная или светская. Идя на прямое посягательство на внутреннюю цельность и независимость церкви, Феофан ссылается на ветхозаветных царей, так как в христианских канонических источниках подобное найти трудно. Поэтому Феофан возводит прообраз самой Духовной коллегии к ветхозаветному Синедриону и к суду ареопагитов в Афинах. Феофан не скрывает, что цель преобразований - устранить надежду народа "имети помощь к бунтам своим от чина духовного", то есть достичь полного контроля над духовенством со стороны императорской власти, даже унизить духовенство. С этого времени упраздняется патриаршество и начинается синодальный период русской церкви, окончившийся лишь в 1918 году.

Протоиерей Георгий Флоровский в своей блистательной книге "Пути русского богословия" пишет, что Феофан Прокопович "был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист - таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. : Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, а не деятелем". "Между тем, - продолжает о. Георгий, - у Феофана были свои преимущества. Он был умен и учен. Он был образован, был истым любителем и ревнителем всякого "просвещения". К науке относился он почти с подобострастием. Он много знал, много читал, любил читать, - из своих не скудных, но чаще неправедных прибытков довольно щедро тратился на собирание библиотеки. Она вышла очень богатой и составлена умело (по позднейшей описи в ней 3192 названия). И вот, вся эта бесспорная ученость отравлена и обезпложена какой-то внутренней нечестностью мысли".

После смерти Петра I был сторонником Екатерины I, в 1730 году поддержал Анну Ивановну в борьбе с "верховниками", способствуя установлению абсолютистского правления. Феофан сам активно участвовал в придворных интригах, у него были многочисленные враги. Так, у него возник антагонизм с синодальным вице-президентом Феодосием Яновским, новгородским архиепископом, который обвинил Феофана в том, что в его епархии, в Псково-Печерском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Кстати сказать, Феофан к тому времени уже почти не скрывал своих протестантских взглядов, что вызывало негодование многих иерархов, и, естественно, подобного рода обвинения могли быть небеспочвенны. Но Феофан сумел выйти из положения. После одной очередной грубости Феодосия в отношении к Государыне Феофан донес Ей - и обо всех допущенных Феодосием оскорблениях по отношению к Ее Величеству. В результате Феодосия сослали в заключение в дальний монастырь и, кроме того, расстригли. После падения Феодосия Прокопович достиг первенства в Синоде и наследовал его кафедру. 25 июня 1725 года он был назначен архиепископом Новгородским, и, таким образом, окончился срок его пребывания на псковской архиерейской кафедре.

Со времен его архиерейства в Пскове сохранился вклад Прокоповича в ризницу Свято-Троицкого собора - напрестольное Евангелие. Оклад Евангелия сделан из чистого серебра и украшен великолепной работой русских мастеров Оружейной палаты, текст напечатан на пергаменте. До революции Евангелие лежало на престоле храма, однако в настоящее время находится в Псковском музее-заповеднике.

Скончался архиепископ Феофан Прокопович 8 сентября 1736 года в Петербурге, на Карповском подворье на Аптекарском острове. 



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2016.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.