ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 



В Псковском музее-заповеднике хранится Евангелие Прокоповича в серебряном окладе
 

Феофан Прокопович, епископ Псковский и Нарвский

1681-8.09.1736

Феофан ПрокоповичФеофан Прокопович, выдающийся церковный и государственный деятель эпохи царствования Петра Великого, был назначен епископом Псковским и Нарвским. Феофану было поручено Петром составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим "Духовным регламентом" Феофан трудился в 1719-1720 годах. Когда была учреждена "духовная коллегия", Феофан был назначен в ней вторым вице-президентом.

Феофан вошел в историю XVIII столетия как автор многочисленных сочинений - проповедей, политических трактатов, речей, латинских стихов, как теоретик литературы, переводчик, комментатор.

Феофан Прокопович (в миру Елиазар) родился в Киеве в 1681 году. Учился в Киевской Духовной академии. Окончив Академию, Елиазар едет на Запад для продолжения образования: В Польше он принимает римо-католичество в форме униатства и постригается с именем Елисей. Затем - образование в Италии, в коллегии св. Афанасия, где инок Елисей с увлечением предается ученым занятиям. Показав блестящие успехи, он получает приглашения остаться в Италии. Однако из своего учения в Риме Феофан вынес отвращение к латинству и проникся симпатиями к протестантизму. В 1702 году он возвращается на Украину, отрекается от униатства и принимает постриг в православии с именем Самуил, затем берет другое имя, в честь своего дяди и воспитателя - Феофан. Летом 1709 года он произносит "Панегирикос, или Слово похвальное, о преславной над войсками Свейскими победе" в Софийском соборе в присутствии Петра I, возвращавшегося после Полтавской победы через Киев в Москву. Петру необходим был такой человек, как Феофан для осуществления церковной реформы в утилитарно-протестантском духе. Стефан Яворский, в то время местоблюститель Патриаршего Престола, также получивший образование в Киеве и в иезуитских коллегиях, был соперником и оппонентом Феофана.

"Петр более всего симпатизировал протестантизму, именно, лютеранству, привлекавшего его не только рационализмом, но и организационными принципами. Лютеранская реформация с организационной точки зрения именно и свелась к тому, что в бесчисленных немецких лютеранских княжествах церковь стала отраслью княжеского управления. Феофан подготовил для Петра "Регламент или Устав Духовной коллегии", который был опубликован и введен в действие 25 января 1721 года. По регламенту "исправление чина духовного" является такою же обязанностью царя, как и исправление чина гражданского и военного. Здесь - явная реализация протестантского принципа, что совершенно идет в разрез со статусом Церкви на Руси в древности. Феофан не скрывает, что цель преобразований - устранить надежду народа "имети помощь к бунтам своим от чина духовного", то есть достичь полного контроля над духовенством со стороны императорской власти, даже унизить духовенство. С этого времени упраздняется патриаршество и начинается синодальный период русской церкви, окончившийся лишь в 1918 году.

Протоиерей Георгий Флоровский в своей блистательной книге "Пути русского богословия" пишет, что Феофан Прокопович "был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист - таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. : Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, а не деятелем". "Между тем, - продолжает о. Георгий, - у Феофана были свои преимущества. Он был умен и учен. Он был образован, был истым любителем и ревнителем всякого "просвещения". К науке относился он почти с подобострастием. Он много знал, много читал, любил читать, - из своих не скудных, но чаще неправедных прибытков довольно щедро тратился на собирание библиотеки. Она вышла очень богатой и составлена умело (по позднейшей описи в ней 3192 названия). И вот, вся эта бесспорная ученость отравлена и обезпложена какой-то внутренней нечестностью мысли".

После смерти Петра I был сторонником Екатерины I, в 1730 году поддержал Анну Ивановну в борьбе с "верховниками", способствуя установлению абсолютистского правления. Феофан сам активно участвовал в придворных интригах, у него были многочисленные враги. Так, у него возник антагонизм с синодальным вице-президентом Феодосием Яновским, новгородским архиепископом, который обвинил Феофана в том, что в его епархии, в Псково-Печерском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Кстати сказать, Феофан к тому времени уже почти не скрывал своих протестантских взглядов, что вызывало негодование многих иерархов, и, естественно, подобного рода обвинения могли быть небеспочвенны. Но Прокопович достиг первенства в Синоде. 25 июня 1725 года он был назначен архиепископом Новгородским, и, таким образом, окончился срок его пребывания на псковской архиерейской кафедре.

Со времен его архиерейства в Пскове сохранился вклад Прокоповича в ризницу Свято-Троицкого собора - напрестольное Евангелие. Оклад Евангелия сделан из чистого серебра и украшен великолепной работой русских мастеров Оружейной палаты, текст напечатан на пергаменте. До революции Евангелие лежало на престоле храма, однако в настоящее время находится в Псковском музее-заповеднике.

Скончался архиепископ Феофан Прокопович 8 сентября 1736 года в Петербурге, на Карповском подворье на Аптекарском острове. 

«Феофан Прокопович>>>


 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2017.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.