ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 



 

Николай Чихачев

17.04.1830-2.1.1917

Николай Матвеевич ЧихачевНиколай Матвевич Чихачёв родился 17 апреля 1830 года в Добрывичах. В одиннадцатилетнем возрасте переступил он порог Морского кадетского корпуса в Санкт-Пе­тербурге и спустя пять лет молодой гар­демарин уже плавает на корабле «Лефорт» и фрегате «Цецера» в Северном море. Затем мичман Чихачёв назначается на винтовой фрегат «Архимед».

Новый период в жизни Николая Матвеевича наступает после его выхо­да в море на корвете «Оливуц» в 1850 году. Этот корвет направился в Тихий океан для охраны дальневосточных ру­бежей России от посягательств иност­ранных браконьеров.

На «Оливуце» Чихачёв получил опыт океанских плаваний, расширил кругозор и значительно углубил свои судоводительские знания.

Когда корвет прибыл на Дальний Восток, мичман Чихачёв принял неожи­данное для других членов экипажа ре­шение: подал рапорт командиру кораб­ля с просьбой отчислить его в распоря­жение Г. И. Невельского. Решение, озада­чившее товарищей по кают-компании, между тем отражало жажду моряка к ис­следовательской деятельности.

Просьба Чихачёва была удовлетворе­на, и он поступил в Амурскую экспеди­цию Г. И. Невельского. Буквально с пер­вых дней Н. Чихачёв включается в работу. Невельской в качестве первого пробного за­дания поручает ему описать южную часть Амурского лимана. Затем последовало поручение исследовать реку Амгунь. Выполненные быстро и качественно, эти работы заставили Невельского по­верить в молодого офицера-исследо­вателя. И когда потребовалось прове­рить правильность слухов, что выше Николаевского поста Амур близко под­ходит к морю, начальник экспедиции посылает туда Чихачёва. Этот и после­дующие походы были трудными, но плодотворными. Зимой на собаках, по бездорожью, совершал Чихачёв путе­шествия по низовьям Амура, собрав много географических и этнографиче­ских материалов. Главным же итогом явилось открытие сухопутного пути в залив Де-Кастри и описание его.

Когда наступила весенняя распути­ца, от непосильного труда погибли все собаки в упряжке Чихачёва. Оставив нарты под охраной сопровождавшего его в путешествии гиляка Афанасия, Николай Матвеевич пошёл один, взяв с собой минимальное количество про­визии. В пути он встретил посланца Невельского с продовольствием и новым приказом. Продовольствие спасло от голодной смерти, а приказ заставил возвратиться в залив Де-Кастри (ныне пролив Чихачёва).

В мае залив полностью очистился ото льда, что позволило дополнить бере­говую съёмку морскими наблюдениями с лодок. Здесь Чихачёв узнал от местных жителей о существовании залива Хаджи (сейчас Советская гавань). Но честь фак­тического открытия залива выпала на долю его товарища по Морскому корпу­су и экспедиции Н. К. Бошняка.

Обратный путь Н. М. Чихачёв про­делал морем. У мыса Сущёво суденыш­ко затёрло льдами, и путешественники вынуждены были бросить его. Путь пы­тались продолжить по берегу пешком, но крутые скалы и прибрежные горы заставили возвратиться к лодке. Вскоре кончились продукты, и только встреча нивхского селения, где мореплаватели смогли утолить голод, спасла их. Ко­роткий отдых в Петровском селении -и снова в путь. Сначала в Николаевский пост, а затем в Иркутск к генерал-губер­натору Восточной Сибири с отчётом о деятельности Амурской экспедиции.

Из Иркутска, где Чихачёв узнал о производстве его в лейтенанты, он от­правился курьером на Камчатку. Там находился в это время вице-адмирал Е. В. Путятин.

Путятин назначил Чихачёва стар­шим офицером на шхуну «Восток», ко­торая шла к устью Амура для связи с Не­вельским и Муравьёвым-Амурским. Это плавание вошло в историю Дальнего Востока. Командир корабля В. А. Римский-Корсаков, старший брат великого композитора, решил сделать опись за­падных берегов Сахалина и разведку месторождений угля. Партии, руково­димой Чихачёвым, повезло больше, чем остальным. Она открыла наилуч­шие залежи угля в виде выходящих прямо к берегу пластов. Этим открыти­ем сразу же и воспользовались, так как на шхуне кончились запасы топлива.

Но наиболее знаменательным было со­бытие, которое произошло 9 сентября 1853 года. В этот день шхуна «Восток» через пролив Невельского прошла из Японского моря в Охотское.

В 1854 году Николай Матвеевич вновь вступает на палубу «Оливуца», но уже в должности старшего офицера. Кор­вет шёл в Петропавловск, чтобы преду­предить о начале войны и готовящемся нападении англо-французской эскадры

Затем Чихачёв сменил заболевшего командира транспорта «Иртыш». На «Иртыше» капитан-лейтенант Чихачёв занимался эвакуацией Муравьёвского поста на Сахалине, разводил прибыва­ющие по Амуру войска и имущество в Аян, Петровское, Петропавловск

Из послужного списка Чихачёва можно узнать, что в этот период он ис­полнял обязанности капитана Петро­павловского порта и заведовал всеми его укреплениями. Командуя транс­портом «Двина», участвовал в перевозе жителей Петропавловска и имущества порта в залив Де-Кастри. Возглавлял экипаж корвета «Оливуц» и укреплял вход в Амурский лиман у мыса Лазаре­ва. Был штаб-офицером сухопутных и морских сил, расположенных на Аму­ре, во время Крымской войны.

В начале декабря 1856 года Н. М. Чи­хачёв с докладом от генерал-губернато­ра был в Петербурге. улицы | квартиры | отели. Но в столице про­был недолго. Получив назначение на должность начальника штаба Сибир­ской флотилии, Николай Матвеевич возвращается в Николаевск-на-Амуре.

В 1857 году, с началом навигации. Чихачёв, по просьбе вице-адмирала Е. В. Путятина, возглавил экипаж корвета «Америка», отправившегося в Китай. И этот поход не остался без значительных географических открытий. Экипаж ко­рабля открыл и картографировал зали­вы Ольги и Владимира на материковом побережье Татарского пролива.

В 1859 году, командуя корветом «Вол», Чихачёв совершил плавание из Кронштадта в Средиземное море. За­тем на фрегате «Светлана» перешёл к берегам Тихого океана и в составе эскадры И. Ф. Лихачёва плавал в даль­невосточных морях.

С 1862 года в течение 22 лет Н. М. Чихачёв был директором Русского обще­ства пароходств и торговли и значи­тельно укрепил дела этого общества.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Чихачёв был назначен начальником обороны г. Одессы, при­нимал активное участие в военно-мор­ских операциях в устье Дуная.

С 1884 года Н. М. Чихачёв - началь­ник Главного морского штаба и одно­временно командир эскадры в Балтий­ском море. С 1888 г. по май 1896 г. он был управляющим Морским министерст­вом. При нём быстро разросся русский боевой флот как в Балтийском, так и в Чёрном морях. Им было уделено внима­ние подготовке военно-морских кадров (расширена и улучшена учебная про­грамма Морской академии), усовершен­ствована служба личного состава флота.

Во время пребывания его во главе Морского министерства усилилось строительство броненосных кораблей, значительно улучшилась работа Бал­тийского судостроительного завода, были построены доки в Севастополе, положено начало работы порта в Лабаве. При нём произошло военно-мор­ское сближение России и Франции.

От младшего морского офицера-мичмана после окончания Кадетского корпуса он дослужился до контр-адми­рала в 1877 году, вице-адмирала в 1880 году и полного адмирала в 1892 году. Он имел также высокое воинское звание России - генерал-адъютант (1893 г.).

С 1896 года до конца жизни он был членом Государст­венного Совета. С 1900 по 1906 годы был председателем департамента про­мышленности, наук и торговли Госсове­та. Кроме русских, он имел также ино­странные награды: французский орден

Почётного Легиона, датский, прусский, бухарский ордена.

Именем Н. М. Чихачёва названы мыс в Татарском проливе, остров е Корейском проливе, остров в Япон­ском море.

Несмотря на то, что основная его служба проходила в Петербурге и дале­ко за его пределами (Сибирь, Дальний Восток), он не забывал и свой родной край, участвуя в его общественной и культурной жизни. С 1901 года он со­стоял членом Новоржевского уездного земского собрания, был Почётным ми­ровым судьёй Новоржевского уезда, участвовал в работе Псковского архео­логического общества.

В 1903-1904 гг., по окончании стро­ительства железной дороги Дно-Новосокольники, сооружённая станция близ родового имения - села Добрывичи, - была названа в честь адмирала Н. М. Чихачёва.

В государственную казну поступи­ла денежная помощь личных сбереже­ний Н. М. Чихачёва на дополнительные изыскательские работы, связанные ее строительством железной дороги (ра­нее планировалось её проведение не­сколько восточнее его родового име­ния, а теперь она проходит в трёх вер­стах от Добрывич).

Н. М. Чихачёв проживал в Петрогра­де на Французской набережной (ныне набережная Кутузова). Он скончался на рубеже 1916-1917 гг. (в ночь с 1 на 2 ян­варя 1917 г.). Судя по тогдашним газетам, первоначально предполагалось похоро­нить его на Никольском кладбище Александро-Невской лав­ры в Петрограде. Но эти намерения были изменены: прах его покоится в родовом имении Добрывичи на Псковской земле, куда он был достав­лен специальным царским поездом.

Ирина ДМИТРИЕВА, пос. Бежаницы


 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2018.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.