ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 



 

Николай Лесков

4(16).02.1831– 21.02.(5.03.)1895

Николай ЛесковНиколай Семенович Лесков русский писатель. Родился в сельце Горохово Орловской губернии.

Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей "специальностью" в литературе. Хотя отец Лескова "не пошел в попы", семинарское воспитание определило его духовный облик. Заседатель Орловской уголовной палаты, "превосходный следователь", получивший дворянство по выслуге и женившийся на девушке из дворянской семьи, в 1839 он вышел в отставку, купил хутор в Кромском уезде и уехал из Орла со всей семьей (из семерых его детей писатель был старшим). В деревне Лесков сошелся с крестьянскими детьми, до "мельчайших подробностей" узнал "простонародный быт". Детские воспоминания дали ему материал для рассказов "Несмертельный Голован" (1879), "Пугало" (1885), "Юдоль" (1892).

Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни "в самых глухих захолустьях", что давало "обилие впечатлений и запас бытовых сведений", нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете "Современная медицина", в петербургских журналах "Отечественные записки" и "Указатель экономический" (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.

В Санкт-Петербурге, где Лесков прожил с 1861 до самой смерти, он разыгрывал роль провинциального литератора, постоянно противостоящего главным течениям столичной литературной жизни. С переездом в Петербург началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа.

Н.С.Лесков пришел в литературу уже сложившимся тридцатилетним человеком. Его жизненный опыт накоплялся в общении с людьми из различных областей России, людьми самых разных занятий и преимущественно непривилегированных слоев населения. Это позволило писателю обратить внимание русской публики на те группы населения, в которые "до него никто не всматривался" (М.Горький).

Летом 1863 года Лесков по поручению Министерства просвещения поехал в Ригу для изучения жизни раскольников, по дороге он заехал в Псков с целью "уяснения религиозного духа" старообрядцев, которых в городе жило более двухсот человек, а в губернии около шести тысяч. Свои наблюдения и впечатления он обобщил в статьях "С людьми древлего благочестия" ("Библиотека для чтения". 1863. № 11; 1864. № 9), одна из них так и называется - "Псков".

Лесков был талантливым публицистом. В самом начале его творческой деятельности способности молодого писателя были отмечены в "Современнике". Статья "Псков" дает представление о том, какие грани его творческого дара обеспечили писателю репутацию талантливого журналиста. Подробность и основательная проработанность школьного - и шире - образовательного вопроса старообрядцев свидетельствуют о глубоком внимании писателя к проблемам современной ему российской жизни. Даже стиль статьи выдает самобытность таланта Лескова: он в мелочах быта умел разглядеть отражение серьезных проблем. Писатель узнал о существовании двух раскольничьих школ в Пскове: "в доме купца Пыляева" и "на берегу реки Псковы..., обращенная впоследствии под солдатскую музыкантскую школу", обе за 20 лет до его приезда были разорены. Он беседовал с выпускниками и "мастерицами" (учительницами), читал книги, по которым училась современная ему молодежь, и смотрел буквари. Все это убедило его в скудости образования псковских старообрядцев.

Ход рассуждений писателя свидетельствует о стремлении к объективности в изучении любого явления. Фактически обвинив саму власть в недоброжелательности псковских старообрядцев к ней, он отмечает и внутренние причины невежества старообрядцев.

То же гомерическое невежество, скопидомство, скряжничество, суеверный фанатизм и крепость в отеческих преданиях, разврат и семейный деспотизм". Но о деспотизме автор статьи оговаривается, что он слабее, чем в православной семье, поскольку женщина признается здесь "посестрием", и ей дана некоторая самостоятельность: она подруга, а не жена, не крепостное лицо. Кроме того, раскольницы в Пскове грамотнее, чем их сожители, этим они заслуживают уважение, поскольку в расколе грамотность почитается.

Что касается вопроса о браке, "...у псковичей взгляд на брак выработался гораздо чище, чем у самих поморцев". Словом, начали признавать брачную жизнь нравственною..." В этом псковичи отличаются от своих соседей - рижан.
Лесков с удовольствием описывает взгляды псковских раскольников на брак. Из собственного опыта и из окружающей жизни он вынес убеждение в необходимости нравственных усилий человека для построения хорошей семьи. В его творчестве широко представлена тема семейного неблагополучия ("Некуда", "На ножах", "Обойденные", "Захудалый род"), а также даны образцы патриархальной семьи, живущей в согласии и любви ("Соборяне").

Для самого Лескова отрадным впечатлением от пребывания в Пскове стало обнаружение "между книжным хламом" староверческих книгохранилищ трех потаенных книжек заграничной церковнославянской печати ("Это старая книга страстей Христовых, напечатанная в 1873 году во Львове, и два тома сочинений инока Павла"); им отведен в очерке специальный раздел "Редкие книги потаенной староверческой литературы в Пскове".

Непреходящий интерес Лескова к религии отображен в романе-хронике Соборяне (1872), повестях Запечатленный ангел (1873) и На краю света (1875). Левша (1881) – знаменитый образец его комического, оригинального языка. Напротив, Леди Макбет Мценского уезда (1865) – жестокая повесть о незаконной страсти и убийстве, отличающаяся от всех других сочинений Лескова. Очарованный странник (1873) – русский плутовской роман, в котором, впрочем, сам рассказчик не плут, а скорее жертва плутов. В рассказе Несмертельный Голован (1880) выводится один из многочисленных комических персонажей Лескова, вписанных в красочные сцены российской провинциальной жизни. Полунощники (1891) – развернутая защита толстовства, где собраны воедино все существенные черты Лескова-повествователя: его народный сказ, где сказителем выступает центральный персонаж; языковая виртуозность, юмор и его особое умение обойти цензуру. Последний шедевр Лескова – Заячий ремиз (1894) является провидческим изобличением охоты на инакомыслящих.

Псковский край в литературе./Под ред. Н.Л.Вершининой. Псков, 2003
http://cbs.pskov.ru/html2/n_bodyl.html
Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"


 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2016.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.