ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 



Музей сето

Частный авторский Музей народности сето появился в деревне Сигово (Псковская область, Печерский район) относительно недавно. Он был создан стараниями Татьяны Николаевны Огаревой. Музей этот уникален. Он находится в природной среде - в большом сарае на усадьбе сетусского крестьянина.

Попасть в музей можно практически в любое время дня.

Сето имеют древнюю прибалтийско-финскую этническую основу. Более пятисот лет они оседло проживали на Юго-востоке Эстонии и на землях Псково-Печерского монастыря. Приняв православие, они молились с русскими в одних церквах, вместе отмечали церковные праздники, но это не мешало им хранить свои древние языческие традиции, почитать бога Пеко, приносить ему дары, верить в обереги. Сето вели натуральное хозяйство и жили обособленно.

Музей народности сето – бесплатный. Тем не менее огромный историко-этнографический материал, собранный в музее, переоценить невозможно. Вот только один отзыв о музее: «Татьяна Николаевна собрала поистине уникальную коллекцию вещей и быта народа сето. Но главное - это обстановка, в которую вы попадаете. Старый, видевший ещё обладателей этих вещей сарай. Очень хорошо дополняют композицию куклы, лица которых в точности передают печаль и скорбь местных жителей, бросивших здесь всё и уехавших. Очень хорошо, что здесь всё очень живо, ко всему можно подойти, всё потрогать и понять».

 

Народность сето

Музей народности сетоНародность сето проживает в Печорском районе Псковской области Российской Федерации и на крайних юго-восточных окраинах Эстонии, до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Точную численность этой немногочисленной народности установить трудно, так как данный этнос не внесен в список народов, проживающих на территории России и Эстонии. При переписях населения сету вынуждены были записывать себя эстонцами. Однако отнесение сету к эстонцам неправомерно, так как между ними существуют значительные этнокультурные различия, главное из которых— религиозное: эстонцы в большинстве своем лютеране, а сету— православные.

По этнолингвистической классификации народ сето относиться к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Как и эстонцы, сето попадают в западную (прибалтийско-финскую) часть данной группы. Основой языка считается южноэстонский (вырусский) диалект, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка. Сами сето считают свой диалект самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.

Национальные традицииСуществуют две версии происхождения народа сето. Согласно первой из них, сето— коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении северо-запада Восточно— Европейской равнины. По второй версии, сето— потомки бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли эстов, спасавшихся от католического гнета рыцарских орденов. Впоследствии сето пополнялись переселявшимися вРоссию с запада эстонцами (начиная сЛивонской войны XVI века вплоть до двадцатых годов XXвека).

Славяне не навязывали местной чуди христианства, поэтому на русской земле чудь до XV века сохранилось язычество. Западные современники чуди (в дальнейшем эстонцы) были вынуждены принять христианство в форме католичества в XIII веке. Так более семи веков назад были заложены конфессиональные различия между эстами (эстонцами) и псковской чудью (сето).

Национальный узорПостоянные контакты славян-кривичей и псковской чуди приводили к постепенному взаимопроникновению культур. В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, чудь приняла православие. В верованиях сето к языческим иправославным элементам добавились католические, занесенные эстами. В Эстонииже католические элементы в культуре были почти полностью истреблены шведами и датчанами. А в культуре сето, напротив, отсутствуют лютеранские элементы, что существенно отличает их от современных эстонцев.

В течение нескольких веков, сето почти не изучали русский язык, и, приняв православие (в форме обрядов, а не духовной культуры), сохранили в своей вере много языческих элементов. Окончательно ознакомиться с Библией вето удалось только в нашем веке. Независимо от этого сето, в течение всего этого времени ревностно исполняли православные обряды. Однако, непонимание сето догматов православия привело ктому, что русские, проживавшие рядом, не считали сето полноценными христианами, называя их «полуверцами». В то же время эсты Лифляндской губернии не считали сето своими, относя их к людям «второго сорта».

Домотканые половичкиНа начало XX века пришелся расцвет самобытной культуры сето, «вспышка» перед последующим упадком. Это был период, когда сето имели культурную автономию, рос престиж образования, создавались национальные культурные общества. В1905 году была зафиксирована максимальная численность сето, завсе время их существования. Это позволило народности в течение всего века существовать как своеобразному «музею» многих элементов древней прибалтийско-финской, русской и особенно сетусской культур.

По Тартусскому мирному договору между Эстонией и Советской Россией от 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница, проведенная по фактической линии фронта, не соответствовала этнической границе. На территории, где преобладало русское население (64,9%) был создан уезд Петсеримаа (от эстонского Печоры) или Сетумаа (земля сето). Численность сето составляла на тот период 25,5% населения уезда.

С 20-х по40-е годы эстонцами была предпринята попытка ассимиляции, как русских, так и сето. Православная церковь в Эстонии перевела служение храмов на новый стиль, сняв тем самым одну из преград к эстонизации русского и сетусского населения.

23 августа 1944 года была создана Псковская область. 16 января 1945 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР в нее вошел Печорский район, организованный из 8 волостей и г. Печоры, входивших ранее в состав Эстонии. Граница рассекла область расселения сето, создав для западной и восточной групп различные условия для культурного развития.

Национальные узорыРаздел Сетумаа между Россией иЭстонией подорвал внутреннее единство сето. Продолжалась эстонизация западных сето. Воспитанная в независимой Эстонии сетусская молодежь переняла эстонскую культуру и начала покидать псковскую часть Сетумаа. Это было связано еще и с отсутствием школ и других учебных заведений, где обучение велось бы на сетусском языке. Эстонские школы в Печорском районе обучали сето не только эстонскому языку, но и эстонской культуре. Еще одна причина сокращения численности сето— рост межэтнических браков.

По результатам исследований ученых Санкт-Петербургского Университета, сето до сих пор больше тяготеют к русской православной культуре, чем к эстонской лютеранской. Сето четко отличают себя от эстонцев. По этнопсихологическим характеристикам и своей исторической судьбе сето ближе к русскому этносу. Они входят в российский суперэтнос, то есть этническую общность в пределах Российского государства. Это означает, что воспроизводство сету как этноса возможно только на территории России.

Национальные узорыДля сохранения сето как самостоятельного этноса, а не этнографической группы эстонской нации, как утверждают эстонские этнографы, необходимо предоставление сето статуса малого народа Российской Федерации, дав ему права культурной автономии, а также право беспрепятственных контактов с западными сето.

Материалы и фото:
«Музей-заповедник «Изборск» http://izborsk.pskov.ru


 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2016.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.