ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 
 

Семнадцатый (XVII), но первый

И снова на пороге Пушкинский театральный фестиваль. Тот, который приглашает на псковскую сцену лучшие театры современности, тот, который поддерживает интерес зрителей к творчеству Пушкина и не только. 16-й прошёл "под знаком" Гоголя, 17-й вспомнит Толстого. Фестивальная публика замерла в ожидании...

Режиссёр, лауреат Государственной премии России ГеннадийРафаилович Тростянецкий:

В первый раз я оказался во Пскове на Пушкинском фестивале как приглашённый участник творческой лаборатории, и был немедленно покорён его атмосферой и отношением самих псковичей к этому свалившемуся на них чудному явлению. Поражала прозорливость идеи Владимира Рецептера, её совершенно естественная очевидность и одновременно уникальность, просто европейский уровень идеи! С неописуемым азартом я принимал участие в обсуждении спектаклей и жарчайших спорах на все возможные темы, касаемые существования или несуществованияв России реального "театра Пушкина". А чего стоило одно только знакомство с Валентином Семёновичем, который подтвердил целый ряд моих глубоко личных ощущений от поэзии Александра Сергеевича! Он, академик Непомнящий, какбы придал гласности некую мою собственную тайну, тайну моего отношения к поэту, к его творчеству, и, в конечном счёте, к искусству. Я страшно этому обрадовался, потому что В. С. Непомнящий белое назвал белым, скучное - скучным,а  не глубокомысленным, и всё, что доставляло радость и удовольствие, взрывало и возвышало, для него и было Пушкинским Живым так же, как и для меня! Очень многие талантливые и умные люди, съезжавшиеся в феврале со всей страны во сков, делали самого тебя талантливее и умней. И вот в результате всего этого бесценного опыта поумнения и оталантливания родился спектакль "Маленькие трагедии", который я поставил в Орловском молодёжном театре "Свободное пространство", и который был привезён на следующий мой псковский фестиваль. А новеллой "Моцарт и Сальери" я горжусь особенно, ею просто нельзя не гордиться, ибо после неё В. С. Непомнящий прибежал за кулисы и сгрёб в охапку всех участников, сказав при этом такие потрясающие слова, что просто даже и не знаю, выдержит ли бумага их написание!А ещё через два года бессменный руководитель Пушкинского центра в Петербурге и бессменный организатор Пушкинского фестиваля во Пскове В. Э. Рецептер подошёл всвоём служебном кабинете к полке и порывистым движением выхватил тонюсенькую книжицу воспоминаний женщин о встречах с А. С. Пушкиным : " А не поставить ли Вам, Г. Р., (я стоял рядом - мы уже часа два обсуждали мою возможную работув Центре) - а не поставить ли Вам, Г. Р., спектакль вот по этим самым воспоминаниям?..." Так я вошёл в целый отрезок собственной жизни - спектакль"О, вы, которые любили!..." был создан совершенно импровизационно, наодном дыхании вместе с пятью петербургскими — ленинградскими! - актрисами уникального дарования! Он игрался в старинных интерьерах Пушкинского центра на Фонтанке, гастролировал в Москве, других городах, взял "Золотой Софит", с колоссальным успехом был показан во Пскове на фестивале, он был необыкновенно живой ,в нем было много юмора, даже ряд фактологических открытий,изумившись которым, зашедшийся от смеха академик С. А. Фомичёв чуть не упал состула! За оба эти спектакля я удостоился чести быть награждённым "Золотой Пушкинской медалью", выпущенной к двухсотлетию поэта. Во как!

Поставленный в Санкт-Петербургском Академическом театре им.Ленсовета спектакль "Каренин. Анна. Вронский" назван театральным сочинением по роману Льва Толстого. Известно, что идея "Анны Карениной" родилась у Льва Николаевича из одной строчки Пушкина: в своём домашнем кабинете он подошёл к книжной полке, взял томик поэта, раскрыл его наугад и прочитал вслух : "Гости съезжались на дачу...". Тема этого фестиваля - "Пушкин и Толстой". То, что открыл А. С. Пушкин, потом разрабатывала вся русская литература - и Гоголь, и Достоевский, и Толстой. Нашспектакль завершает фестиваль. Многие актёры приедут во Псков на несколько часов - специально сыграть его, театр придаёт этому большое значение, и для него большая честь - участие в этом фестивале.

Пушкинский фестиваль является гордостью Пскова, на это время съезжаются лучшие актёрские силы, театральные люди со всего света, учёные. Чтобы ни происходило в стране, но фестиваль надо хранить, всячески способствовать его развитию. Никогда не будет похож один фестиваль на другой: разные годыбудут давать разное качество, разные его формы. Но какими бы ни были эти формы,это качество, фестиваль должен жить, как свеча, огонёк которой бьётся в тёплыхладонях псковичей. Потому что этот Пушкинский фестиваль не есть только театральный фестиваль - он есть пульс нашего бытия, потому что самое ценное вэ той нашей жизни - это человеческое общение, человеческая любовь, а именно это и даёт фестиваль и молодым псковичам, и тем, кто прожил жизнь, но не устаёт ей радоваться и поражаться.

Заведующая фестивальным отделом Государственного Пушкинскоготеатрального центра в Санкт-Петербурге Карина Борисовна Венгерова:

Пушкинский театральный центр привозит на фестиваль в Псков два спектакля, которые представляют некое тематическое единство, они объединенытемой рыцарства. Это "PERPETUUM MOBILE" по драматическим произведениям А. С. Пушкина и "РОЗА И КРЕСТ" по А. Блоку. Оба в постановке Владимира Эммануиловича Рецептера. В последнем спектакле играет сам режиссёр, его талантливые питомцы — актёры "Пушкинской школы" и актёр БДТ, народный артист России Изиль Заблудовский. Эти работы призваны продемонстрировать поиски и достижения Театра-студии в освоении пушкинской драмы и поэтического слова Блока, - той лассики, что редко ставится, но хранит особый театральный заряд.

Пушкинский театральный фестиваль - это, одновременно, и смотр культурных достижений, и научный форум, и, кроме всего прочего, просто праздник для псковичей и жителей Пушкинских Гор. На сцене Псковскогоакадемического театра и Научно-культурного центра музея-заповедника А. С.Пушкина "Михайловское" показывались спектакли крупнейших отечественныхи зарубежных режиссёров, играли замечательные актёры Петербурга и Москвы,других городов и стран. В работе "творческой лаборатории", как правило, принимают участие ведущие учёные: филологи, искусствоведы. Остаётся пожелать, чтобы спектакли, которые фестиваль показывает в этом году, стали предметом горячих обсуждений и дискуссий, которые бы подтолкнули творцов кновым и новым свершениям.

Директор Ярославского театра Наталья Николаевна Прокина:

Мы, на самом деле, с таким восторгом отнеслись к тому, чтополучили приглашение на Пушкинский фестиваль! Мы знаем, что фестиваль оченьпрестижный, что там работают одни из самых лучших театров. Тема "Пушкин и олстой" - сами понимаете, что это значит для любого театрального работника. Для нас это большая честь. Наш спектакль "Пушкин. Forever"- это такое современное прочтение русской классики. С нами работали балетмейстер театра Романа Виктюка и замечательный композитор, руководитель музыкальной части БДТ Николай Морозов. И рука Селина, как режиссёра, она в каждой работе видна, потому что у него очень яркий почерк. И, на наш взгляд, сложилась хорошая работа. Мне кажется, псковскому зрителю интересно будет на это посмотреть. Хотелось бы аплодисментов и какого-то признания, у нас с успехом идёт спектакль. Это спектакль нашей малой сцены, и для того, чтобы отработатьна большой зрительный зал псковской филармонии, мы делаем эксперимент. Мы один раз переносим спектакль на нашу большую сцену, чтобы артисты почувствовали другую энергетику, энергетику большего количества людей. Одно дело камерность, а здесь немного другая должна быть атмосфера. Мы ради Пушкинского фестиваля это делаем. 9 февраля перед поездкой должен состояться спектакль на нашей большой сцене. К сожалению, мы не на весь фестиваль попадаем, а только на времярепетиции и показа своего спектакля. Нас очень много, едет почти вся труппа театра - 40 человек.

Анна Спиридонова, Псковское агентство информации.



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2018.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.