ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 
 

Псковские фрески - шедевры, неведомые миру…и псковичам

Т.В.Шулакова, кандидат искусствоведения

   В ноябре 2016 года Пскову стали известны трагические выводы экспертов рабочей группы по монументальной живописи федерального Научно-методического совета при посещении храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово (в 40 км от Пскова) – мирового шедевра, выдающегося памятника псковской школы архитектуры и монументальной живописи XV в. Тональность заключений протокола выездного заседания перешла рубеж пессимизма – рискуют исчезнуть не только фрески, но и сам храм! Ситуация стала остроаварийной– «это стадия открытого «чахоточного» процесса»[1], разрушения идут в режиме текущего времени и в любой момент могут привести к обрушению Нельзя допустить, чтобы этот блистательный памятник, по оценкам экспертов, не уступающий наследию Микеланджело, «наша Сикстинская капелла», в котором воплотилось лучшее за все века Псковской школы искусства, –  погиб от, мягко говоря, небрежения в наше время! Это на грани преступления.Эксперты утверждают: если не предпринять решительных и скорых мер, храм с уникальными фресками рухнет через 4–5 лет. 

По горькой и точной оценке председателя секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Л.И.Лифшица "Гибель храма в Мелётове –– это наш национальный позор"![2]

Аннотация:

Статья посвящена остроактуальной проблеме создания Музея Фрески в Пскове как ведущего стратегического направления реализации главного культурного Псковской области

 

Среди 5 тысяч памятников древности, коими обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова:

·        Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (пер.пол. XII века)

·        Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313г.)

·        Церковь Успения Богоматери в селе Мелетово (1465г.), в 45-ти км. от Пскова.

Кроме того, экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила в т.н. Довмонтовом городе Пскова множество фрагментов росписей из разрушенной церкви Св.Софии /Николы с Гребли - по С.В. Белецкому/, а в храме Рождества Христова /Покрова - по С.В. Белецкому/ сохранившемся до сводов, сняла со стен и отправила на реставрацию в Санкт-Петербург целые композиции фресок, датируемых вт. пол.XIV-XVвв. Все они находятся ныне в фондах ГЭ. Однако этот замечательный список следует дополнить еще одним шедевром - фресками, покрывающими стены и своды готической католической  часовни в капелле св. Креста … в сердце Польши, в Кракове, древней столице Польского государства. Росписи выполнены псковскими мастерами в расцвете славы в 1470г. по заказу польского короля Казимира IV.

Эти сокровища также ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже. Однако трудно себе представить любого туриста, который, побывав в столичных городах Греции, Италии и Франции умудрился бы не увидеть всего названного: тогда он  вынужден был бы признаться: «Слона-то я и не приметил!»

 Но с псковскими фресками происходит именно так! Главные свои шедевры мы давно и талантливо скрываем от людей. Проведя  социологический опрос в любой аудитории, можно легко убедиться, что фрески Снятного и Мелетова «живьем» в лучшем случае видели один раз в жизни 1-2% псковичей (не говоря уже о туристах)!  Нередкость услышать от псковичей, что они никогда не бывали и даже нни разу не слышали о Мелетове - главном псковском фресковом памятнике … Не в этом ли одна из причин сегодняшней катастрофы?  С Мирожей дело обстоит лучше, а фрески Довмонтова города были увидены совсем малым числом счастливцев. Подобное положение имеет свои сложные и многообразные причины. Одно только описание истории открытия  древней живописи в XIX веке, освобождения от побелок, чудеса ее реставрации и трудности хранения может претендовать на то, чтобы стать в своем роде бестселлером, полным детективных  драматических поворотов и прекрасных обретений.

Если обобщенно представить проблемы подлинников,

¨     то на первом месте будет именно проблема сохранности древней живописи. Мировое, общечеловеческое значение псковских фресок - безусловная истина; значит, должно  хранить их как можно дольше и как можно лучше. Это исключает как периодическое, так и спонтанное посещение памятников туристскими группами. Здесь не только говорить и ходить, но «дышать надо вполголоса», - как сказал незадолго до своей безвременной кончины сказал лучший реставратор монументальной живописи в России, знаток наших фресок и их «лечащий врач» Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Нужно ясно представлять, что фрески “уходят”, это неизбежный процесс, который где-то заторможен, - как в Мироже, хорошим хранением и реставрацией, и где-то активно разрушителен, как в отдаленном Мелетове. Значит, число посетителей должно быть очень ограничено. Однако для чего в конечном смысле такие строгости, не хранение же ради только самого хранения!? Безусловно, и для того, чтобы была возможность показа и рассказа туристам со всего света о великих шедеврах искусства, делающих честь не Пскову, но человечеству! Налицо явное противоречие, из которого может быть только один выход – скорейшее принятие решения о создании Музея фрески как стратегическом направлении реализации главного культурно-туристского потенциала Псковской области.

¨     Вторая проблема подлинников существует одновременно с первой - это проблема доступности  для посещения туристами и паломниками. Из всех указанных памятников только Мирожа возможна для осмотра, да и то с известными ограничениями. Другие храмы, не будучи до конца музеефицированными и находясь в отдалении от города, исключают появление здесь среднестатистической туристской группы. Количество согласований и препятствий на пути отдельных энтузиастов, желающих эксклюзивно попасть в Снятный и Мелетово может быть описано исключительно в духе родной нам русско-византийской, а также постсоветской бюрократии. Особо «засекреченными» для псковичей оказались фрески Довмонтова города. Открытые знаменитым археологом Василием Дмитриевичем Белецким и отреставрированные лучшими специалистами Эрмитажа, более 150 кв.м. превосходной живописи XIV-XVвв. находятся ныне в фондах (даже не экспонируются!) знаменитого петербургского музея и вход туда затруднителен даже для одиночных специалистов. А на родине фресок, в Довмонтовом городе,  за непрезентабельным  забором до сих пор стоят сохранившиеся до сводов храмы. Именно с их стен и были сняты фрески, которые Псков “забыл” вернуть домой, именно они художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, также как сами церковные здания – о становлении архитектурной школы Пскова уже в XIV веке. Весь Довмонтов город –  эти изумительные подлинные Псковские Помпеи (по  выражению Е.Н.Морозкиной) - в настоящем своем виде  представляет лишь досадную «непонятность» для туристов, а подчас - и для слабо подготовленных экскурсоводов. На вопросы: «Что это?» и «Почему это в таком виде?» - отвечать чрезвычайно сложно. Почетный гражданин Пскова и первооткрыватель фресок, В.Д.Белецкий мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея Фрески в Пскове, где они  должны стать ядром коллекции и его гордостью. Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел…

¨     Третья проблема подлинников – своеобразная «информационная блокада» - слабейшее положение дел в просветительской, рекламно-издательской области и особенно в деле пиара псковских фресок как главного бренда Пскова. Нескольких буклетов и проспектов, посвященных фрескам, небольшое количество серьезных монографий, привлекающих узких специалистов, - этого явно очень мало. Необходимы красочные  солидные альбомы - каталоги, масса красивых и разноформатных, средней стоимости буклетов, наконец, путеводителей, компакт-дисков по Пскову, где фресковой живописи – как главному художественному достоянию Пскова, наряду с архитектурой, уделялось бы достойное место… 

Очевидное противоречие:

Псков имеет уникальные памятники монументальной живописи мирового уровня

Псков  почти не показывает и свои первоклассные фрески  и крайне мало дает    о них информации

может и должно разрешиться созданием  Музея Фрески.

 

Что необходимо предпринимать для подлинников?  

1. Хранить идеально правильно всю монументальную живопись Пскова, осуществляя систематически реставрационные, ремонтные и прочие мероприятия, системно и в полном объеме финансируемые.

2. Музеефицировать те объекты, которые целесообразно показывать туристам с учетом вышеизложенного. Так, если расширить  временные рамки  и обратиться к более поздним  памятникам, то антипримером здесь может послужить часовня св. Анастасии с фресками по эскизам знаменитого Н.К.Рериха. Эта изящная архитектурная «шкатулочка» не должна, во-первых, быть в введении перманентно возводящихся здесь зданий, во-вторых, следует помнить, что такое редкое произведение чрезвычайно интересует многочисленных зарубежных и русских почитателей Рериха, - держать ее закрытой и отгороженной от города просто неприлично.

3. Вести систематическую, концептуальную выставочную деятельность по пропаганде  и просвещению главного наследия псковской культуры. Здесь были явные, но, к сожалению, кратковременные успехи Псковского музея, подготовившего в 2007/8гг. три выставки, не имеющие ныне продолжения:

*копий фресок, исполненных различными художниками из собрания Псковского музея–заповедника;

*оригиналов(!) из Довмонтова города, представленных   Государственным Эрмитажем летом 2007года;

*копий фресок работы профессора Санкт-Петербургской Академии Художеств Александра Константиновича Крылова /декабрь-февраль 2008/

*наконец, в январе 2015г., с большим перерывом, снова руководитель мастерской церковной живописи Института им. И.Е. Репина Александр Константинович Крылов привез в Псков копии фресок, которые «представляют русскую монументальную живопись на протяжении 500 лет, причем, всю Россию: Москва, Поволжье, Новгород, Псков, Ладогу и др.»[3]

Удивительно, что выставки разного художественного достоинства демонстрировались с большим успехом и, не будучи коммерческими по определению, стали таковыми по итогам посещаемости и беспримерному вниманию прессы. Все это подтверждают наше мнение о всеобщем  огромном интересе к древним фрескам Пскова.

4. Необходимо постоянно делать копии, копии-реконструкции, графические обмеры, макеты, фотографии  всех псковских фресок, а также создавать большой сравнительный рядом по непсковским. памятникам. В связи явственно обозначившейся угрозой потери мелетовских (и не только!) фресок это чрезвычайно важно»! Эта работа давно велась различными художниками и реставраторами, и копии хранятся как в их личных коллекциях, так и в различных музеях, вплоть до знаменитого Русского музея в Санкт-Петербурге. Подобные документы (а копии фресок можно назвать и так, хотя лучшие художники стараются не только уловить внешнее подобие, но вникнуть в духовный замысел оригинала) в первую очередь ценны как свидетельство того, какого характера росписи были в храме. К сожалению, слишком многое исчезло на наших глазах, чтобы позволить себе считать копирование простой учебной работой.

Сама идея копирования древних фресок – как идея собирания духовных ценностей явилась впервые у М.В.Ломоносова, в непростых условиях наступления западной светской культуры, попирания ценностей древнерусского искусства, в чем он усматривал национальную опасность. И еще в своем XVIII веке предложил путь спасения: тотальное копирование древнерусской живописи.  Эту работу можно назвать главной для создания Базы Данных об исчезающих на глазах фресках, она же закономерно приводит к идее в духе времени - создания Виртуального Музея Фресок параллельно с Музея копий фресок и т.п.

5. Наконец, венцом всех усилий должно стать создание полноформатного, с оригиналами и копиями, с использованием современного музейного оборудования в прекрасном старинном здании воистину уникального Музея Фресок в Пскове.

Итоги

Фрески Пскова – настоящая энциклопедия духовной жизни, глубокое и редкое по красоте “умозрение в красках”. Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в каменных книгах Мирожи, Снятного, Мелетова. Целью этой громадной духовной работы была и демонстрация исторической эрудиции и приобщение к мировым ценностям – Псков искал свой путь в Вере, искал истово и искренне. Это был путь духовной аскезы, подвижничества жертвенности, эсхатологической ответственности. На пути Богоискательства мистические озарения преображают лик псковской живописи. Классическая ясность Мирожи сменилась порывисто-экспрессивной манерой Снетогорья, а Мелетово предстало как блистательный по живописной культуре, разнообразию манер и мощи замысла истинный шедевр не только псковского, но русского и мирового искусства.

Музей Фрески – это мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова - его фресок - основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен.

 

Круг памятников. В настоящее время сохранились следующие памятники, имеющие стенописи:

1.

До середины 12 в

Мирожский Спасо-Преображенский собор. Фрески (до сер. 12 в.) выполнены византийскими мастерами, приглашенными владыкой Нифонтом.

2.

Начало

14 в

Снетогорский собор Рождества Богоматери. Росписи 1313 г. Работа псковских художников, начало псковской школы.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина - конец

14 в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрески Довмотова города (середина и конец 14 в) Открыты и отреставрированы Почетным гражданином Пскова В.Д.Белецким (более 150 кв.м. живописи находятся ныне в фондах государственного Эрмитажа. До сих пор в восточной части Довмонтова города стоят сохранившиеся до сводов храмы (с их стен и были сняты фрески, которые Псков “забыл” вернуть, и которые художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, также как сами церковные здания – о становлении архитектурной школы Пскова.)

Примечание: Раритетом, палладиумом Музея Фрески должны стать оригиналы (сколько бы их не было) из Довмонтова города. Пскову необходимо предпринять шаги к сотрудничеству с Государственным Эрмитажем в этом направлении, хотя сейчас, после кончины В.Д.Белецкого, добиться возвращения фресок очень трудно. Почетный гражданин Пскова и первооткрыватель фресок, он мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея Фрески. 14 в. – это крайне редко встречающиеся в мире фрески. Белецкий говорил о девяти храмах в Довмонтовом городе, о 150 кв.м. великолепной живописи – и это должно стать гордостью Музея Фрески в Пскове. Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел. 

4

Середина

15 в.

Мелетовская Успенская церковь с росписями 1465 г. – шедевр зрелой псковской школы, загадка и завет потомкам от мудрых предков. Редчайший по красоте и глубине ансамбль, почти недоступный для посещения и трудный для осмотра из-за большого количества утрат и рискующим погибнуть через 4-5 лет!

5.

16 в.

Фрагменты росписей 16 века в главном Успенском пещерном храме Псково-Печерского монастыря (фрески на предалтарной стене за иконостасом совершенно недоступны, закрыты).

6.

17 – 20 вв.

Кроме того, фресками по свидетельству летописей, были украшены почти все храмы Пскова, и не только изнутри, но и снаружи. В 17 в. росписи были в каменных административных и жилых палатах. Традиция, видимо, никогда не умирала, так что крупные художники “серебряного века” А.В.Шусев и Н.К.Рерих возобновили ее, создав часовню св. Анастасии (на берегу Великой, рядом с вновь возведенной Ольгинской), где вдохновленные Псковом, стилизовали и архитектуру, и живопись в древнерусском духе.

 

Таким образом, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, - Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, - а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры в уникальном Музее Фрески; без этого музея, - как сказал известный знаток древнерусского искусства, А.Н. Овчинников, «Псков - не Псков».

         «Летом прошедшего 1860 года удалось мне исполнить мое давнее желание – посетить… Псков. Еще много сохранилось… древнего, хотя много уже уничтожено временем и невежеством»,- эти слова графа М.Толстого

(М. Толстой Святыни м и древности Пскова. М., 1861 С.I)  звучат еще более актуально для нас. Старинный Псков стремительно уходит. Сколько церквей с замечательными росписям утрачены безвозвратно!  Немного жизни, несмотря на реставрацию и особое хранение, остается и главным памятникам города - ансамблям  храмов с фресковыми росписями. Призванные их сохранить, мы должны помнить: фрески “уходят”. Непонимание первоочередности проблемы сохранения фресок может привести к непоправимым потерям; ответственность за это лежит на сегодняшнем поколении псковичей, - “слава” Герострата, уничтожившего великий храм древности, реально угрожает нам. Новый Музей Фрески мог бы широко открыть двери для всех желающих войти в сложный мир православного искусства. Его созидание должно быть делом не отдаленного проблематично-богатого будущего, а практически первоочередной, концептуально-осознанной работой. Важнейшим  и первым шагом на пути к его созданию должен стать Виртуальный Музей Фрески.

Но уже одновременно с ним надо возводить настоящий, достойный Пскова Музей Фрески.  Эта мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен. Ибо, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, - Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, - а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры, - истинно народной русской культуры, -   в уникальном Музее Фрески; без этого музея - «Псков - не Псков».

 

 


[1] http://hraniteli-nasledia.com/articles/pamyatniki-v-regionakh/stadiya-otkrytogo-chakhotochnogo-protsessa/index.php

[2]  Там же.

[3] http://icons.spbda.ru/content/выставка-«древнерусская-фреска-в-зеркале-времени»-во-пскове



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2017.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.