ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 
 
25-03-2010

О ресурсах и перспективах системы художественного образования Псковской области

 

На коллегии Государственного комитета Псковской области по культуре был заслушан вопрос «О Ресурсах, итогах, проблемах и перспективах системы художественного образования Псковской области».

Доклад представила консультант отдела Господдержки культуры, искусства и народного творчества Государственного комитета Псковской области по культуре Марина Ермакова. Она сообщила, что стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования воплотились в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, утвержденной Правительством РФ. Основные цели и задачи Концепции, в первую очередь, направлены на формирование на государственном уровне отношения к образованию в сфере культуры и искусства как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития духовно-нравственного общества и сохранения сложившейся в России уникальной трехступенчатой системы подготовки профессиональных кадров для отрасли (детская школа искусств – училище – вуз).

В Псковской области система художественного образования всфере культуры и искусства выполняет ряд социальных задач: художественно-эстетическое образование и воспитание детей; выявление творческих дарований; воспроизводство профессиональных кадров; обеспечение потребности художественной, социально-культурной среды региона. Сложившаяся система обеспечена трехуровневой подготовкой, основанной на преемственности образовательных программ детской школы искусств, образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Ресурсное обеспечение системы художественного образования составляют 38 образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципальных органов и Государственного комитета Псковской области по культуре. В их числе: 21 детская школа искусств, 13 детских музыкальных школ, 2 детские художественные школы, 1 областной колледж искусств. В них сосредоточен значительный контингент — 8 700 учащихся и 240 студентов.

Как отметила Марина Ермакова, детские школы искусств являются той первой ступенькой, которая выполняет две наиважнейшие образовательные функции: начальное специальное образование и общеэстетическое образование. В области не только сохраняется количество школ, но ежегодно идет рост их контингента, что подтверждает востребованность начальной ступени художественного образования у населения.

По числу школна 10 тысяч детского населения Псковская область превышает среднестатистические показатели: по России – 4,4, по С-З – 5,0, в Псковской области – 6,5. Фактическое наполнение школ соответствует общероссийским среднестатистическим показателям (232 чел.).

В первый класс ежегодно принимается более 20% от общего контингента. На начало этого учебного года - 1920 детей пришло в 1класс детских школ искусств, что свидетельствует о широкой доступности художественного образования в области.

«С целью сохранения профессиональной направленности обучения, методических и творческих связей между детской школой искусств и профессиональными образовательными учреждениями отрасли культуры и искусств необходимо сохранять их ведомственную принадлежность», - подчеркнула Марина Ивановна.

На музыкальных отделениях школ обучается 52 % от общего контингента учащихся, 20% учащихся обучается на отделениях изобразительного искусства (с учетом контингента двух специализированных детских художественных школ), на 16 отделениях хореографии обучается 8%учащихся, на 7 отделениях театрального искусства обучается 2% учащихся. Стабильно действуют отделения раннего эстетического развития для дошкольников,где занимается 14%  от общего числа учащихся. На отделениях общеэстетического воспитания, включающих различные виды искусств обучается 4% детей.

Между тем, специалисты обеспокоены показателями по количеству обучающихся на различных музыкальных инструментах. Достаточно стабилен класс фортепиано (38%), хоровой класс. С каждым годом сокращается класс скрипки, а классы виолончели остались только в ДМШ г. Пскова. В классенародных инструментов в целом обучается 31% детей музыкальных отделений, однако ежегодно идет уменьшение числа баянистов, в то же время рост показывает класс гитары, где число обучающихся увеличилось за год на 30%.

Образовательная деятельность детских школ искусств характеризуется достаточно высоким уровнем качества образования учащихся и выпускников.

По итогам экспертной оценки соответствия образовательных программ и качества образовательной деятельности из 36 аккредитованных школ высшую категорию имеют 17 образовательных учреждений (47%), первую – 9 (22%) (вторую – 10 (31%). Таким образом, 72% - это школы, обеспечивающие высокий уровень образования.

Среди школ высшей категории не только крупные школы областного центра и Великих Луки, но и ряд районных.

«Необходимо, чтобы ежегодно не менее 10%-15% выпускников школ продолжили свое профессиональное образование, а затем возвращались работать в нашу отрасль, поскольку перед многими школами уже стоит кадровый вопрос», - отметила Марина Ивановна.

Сегодня Псковский областной колледж искусств им. Н. А. Римского-Корсакова является главным поставщиком кадров для сферы культуры и искусства в Псковской области, предоставляет широкий спектр специальностей и специализаций.

В 2009 году Государственные квалификационные экзамены сдавали 79 студентов дневного отделения и 19 студентов заочного отделения. Каждый пятый диплом – с отличием.

В текущем учебном году на дневную форму обучения на бюджетной основе будет принят 71 человек, из них по целевому набору – 45. Впервые объявляется набор на специальность «Музыкальное искусство эстрады» специализация «Эстрадное пение». В настоящее время в музыкальных школах и школах искусств области востребованоданное направление обучения, ранее подготовка специалистов по данной специальности не велась. Кроме того, выпускники данного направления способны работать и в областной филармонии, и в других учреждениях культуры в качестве солистов, преподавателей, руководителей творческих коллективов.

Проведен мониторинг потребности в кадрах. Практически вовсех районах есть потребность в новых специалистах. Нет вакансий только в Бежаницком и Красногородском районах. Продуктивное сотрудничество складывается у областного колледжа искусств с Печорским районом. Там планирует получить работу шесть студентов колледжа.

Согласно предварительному распределению, проведенному в марте, молодыми специалистами пополнится Изборский ДК, Опочецкая, Порховская (хореографы), Печорская, Пыталовская (художники) школа искусств, Дновский центр дополнительного образования, ДК Ленинского комсомола и ДМШ №3 г. Великие Луки (режиссер и хореограф) при решении вопроса по проживанию молодых специалистов, ЦБС города Пскова, Печор.

Работа с одаренными детьми является одним из стратегических направлений. Одним из эффективных мероприятий, выявляющих и стимулирующих развитие одаренности, а также профессионально ориентирующих учащихся, являются их участие в мастер-классах и творческих конкурсах.

Ежегодно ширится география поездок, охват жанров и количество побед. "Заслуживает отдельного слова выставочная деятельность ДХШ г. Пскова", - отметила Марина Ивановна. - За 2009 год школа принимала участие и провела 114 выставок и пленэров". Комитет культуры Администрации города Великие Луки, руководители школ последовательно выстраивают работу с одаренными детьми, включая широкую концертную деятельность и многочисленные выезды на конкурсы в учебный процесс. Одной из таких поездок оказал содействие губернатор области Андрей Анатольевич Турчак, выделив из резервного фонда средства на поездку учащегося ДМШ №3 Смирнова Никиты и его преподавателя Александры Арсентьевой на престижный Международный фестиваль искусств «Кинотаврик» в г. Сочи. Весьма результативным стал 2009 год для учащихся школ города Пскова: 247 детей стали лауреатами и дипломантами международных конкурсов и фестивалей в Москве, Чехии, Германии, Швеции, Литве.



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2019.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.