ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 
 
14-12-2009

Анатолий Елизаров: «Нужно критично относиться к тому, что ты делаешь»

Анатолий Николаевич Елизаров - мастер большого таланта и призвания, человек исключительно скромный и самокритичный. Его имя известно не только в Пскове, но и в разных регионах страны. Наиболее крупные работы в области храмового искусства выполнены художником для Псково-Печерского монастыря, церквей Екатеринбургской, Костромской, Вологодской областей.

Работы художника находятся в храмах Москвы. Особое место в жизни и творчестве кузнеца-художника занимает период проектирования и изготовления раки для мощей Святого Преподобного Серафима Саровского, 100-летие канонизации которого отмечалось православными христианами всего мира. Художник до сих пор стрепетом вспоминает об этой работе, сфокусировавшей весь опыт и знания, о чудесах, которые свершались во время долгих трудов. За вклад в возрождение российских храмов художник награжден церковным орденом преподобного Андрея Рублева III степени.

Хотя, к наградам Анатолий Николаевич относится более чем спокойно. По его же словам, с присвоением почетного звания «Заслуженный художник РФ» ничего не изменилось. Он все так же самокритичен и равнодушен к высоким наградам.

elizarovПо окончании торжественной церемонии вручения Почетного звания «Заслуженный художник РФ», которая состоялась на минувшей неделе в Администрации Псковской области, мы побеседовали с Анатолием Николаевичем Елизаровым.

- Анатолий Николаевич, вы мастер высочайшего таланта, простите за пафос - человек-эпоха! Сегодня с высоты своего мастерства как вы смотрите на те явления, которые происходят в нашей культуре?

-Я ощущаю, что прервалась преемственность. Я вижу, что нет базовых понятий. Когда меня спрашивают: «У вас есть ученики?», я говорю: «Нет». Как-то все рвется.

Существует одна из главных составляющих культуры - это реализация духовного потенциала личности, общества. Сейчас есть некие заменители, очень слабые. Может быть, не надо это говорить… Я ведь не истина в последней инстанции. Но это мое мнение, так чувствую сердцем.

- Над чем Вы сейчас работаете?

- Занимаюсь изготовлением раки Кирилла Белозерского – современника Сергия Радонежского. Мне посчастливилось в петербургском архиве достать фотографии столетней давности, на основе которых я сделал реконструкцию той древней раки XVI века. Сейчас она находится в стадии изготовления. Кроме того, работаю в Верхотурье около Екатеринбурга, над иконостасом одного из храмов под Костромой, на Западной Украине. Надеюсь, что еще сделаю много работ.

- Как Вам удается успевать?

- Раньше, конечно, больше успевал. Два года назад преодолел болезнь. Сейчас пытаюсь вновь включиться в работу. Для себя заметил следующее: чем активнее работаешь, тем здоровье лучше. Хотя в этом случае должен быть комплекс – чтобы и ум, и сердце, и душа работали одновременно.

- Анатолий Николаевич, помните ли вы какие-то моменты, связанные с вашим творчеством, которые оказали на вас самое сильное впечатление?

-Конечно! Представьте себе событие: идет Крестный ход. Около 15 тысяч людей пришли поклониться святым мощам в раке, которую я имел честь изготовить. Ответственность перед людьми полностью перекрывает такое понятие, как тщеславие. Во мне тогда происходили очень серьезные переживания. Быть достойным делать обрамления тому, чему люди поклоняются, - огромная ответственность.

- Вы считаете стремление художника к славе чем-то недостойным?

- Слава, в моем понимании, - это порок. Во всяком случае, она мешает подлинному творчеству. Только правильное отношение к делу, правильная этическая установка помогают художнику работать.

- То есть, важно не возгордиться?

- Чем художник серьезнее относится к своей работе, тем больше его личная точка зрения становится не важна. Он приходит к каким-то явлениям общим, универсальным. Одна из великих добродетелей в христианстве - самоуничижение, в хорошем смысле. Надо быть очень внимательным к себе. Только тогда это будет общепонятным и доступным. У всех художников определенный путь, и на какой-то стадии он просто должен уйти от внешних проявлений во внутренние. То есть должна проявляться активная духовная, внутренняя жизнь.

- Современное искусство вы принимаете?

- Я его не понимаю и не принимаю на уровне разума. А потом перестал принимать на уровне этики. Иной раз я вижу какие-то работы и задаюсь вопросом: «зачем?» Самое главное, чтобы это «творчество» не наносило вреда своими моральными установками.

- Анатолий Николаевич, вы награждены орденом преподобного Андрея Рублева III степени. Это говорит о многом…

- Для меня это честь. Наверное, это говорит и о серьезной оценке работ, которые мною сделаны в разные годы. Но никакими прошлыми заслугами жить нельзя. Кстати, кадеты Брянчанинов, Фермор и Чихачев договорились замечать недостатки и говорить об этом друг другу.

- Но ведь это не милосердно. Надо возвышать человека, замечать в нем лучшее…

- Хвала никогда человека не возвышает. У нас же есть примеры.

- То есть кнутом, все время кнутом?!

-Микеланджело сказал, что для того, чтобы дать скульптуре полное совершенство, нужно ее по окончании работы сбросить с горы. Все лишнее отпадет. Любой художественный процесс обрастает ненужными деталями и от всего ненужного следует избавляться. Нужно критично относиться к тому, что ты делаешь.



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2019.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.