ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 
 
Псковский областной колледж искусств им. Н.А. Римского-Корсакова

07 июля 2020
Пятнадцатый выпуск молодых специалистов состоялся в колледже искусств

02 июля 2020
Мастер-классы для юных музыкантов прошли в рамках VIII Международного конкурса им. М.П.Мусоргского и Н.А.Римского-Корсакова

18 июня 2020
VIII Псковский открытый (международный) конкурс юных исполнителей, посвящённый М. П. Мусоргскому и Н. А. Римскому-Корсакову

16 июня 2020
Конкурс «ГИТАРА-СОЛО ГИТАРА-ПЛЮС» пройдет в Пскове с 15 по 20 июня

16 июня 2020
Преподаватель колледжа искусств Юлия Кононова завоевала Гран-при Всероссийского конкурса

06 июня 2020
Выставку «Приветствую тебя, пустынный уголок…» представляет художник, преподаватель колледжа искусств Константин Зинин

03 июня 2020
VIII Псковский открытый (международный) конкурс юных исполнителей, посвящённый М.П. Мусоргскому и Н.А. Римскому-Корсакову пройдет в дистанционном формате
27-04-2019

Проект завершился, да здравствует проект!

Концерт из произведений Брамса и Прокофьева стал завершающим музыкальным событием проекта «Звук создан Богом» в филармоническом сезоне 2018-2019 года. В этом концерте, состоявшемся 25 апреля, участвовали симфонический оркестр областной филармонии, солист Московской филармонии скрипач Гайк Казазян, дирижировал Николай Хондзинский, автор и руководитель проекта.

Несомненно, содержание проекта — тщательно подготовленные разнообразные концертные программы классической музыки — произвели в течение года на псковичей большое впечатление своей глубиной и богатством, а порой и новизной содержания. В последнем концерте абонемента было выдержано это направление, характерное для всего проекта с его торжественным названием «Звук создан Богом». В программе были представлены  очередные шедевры, хорошо знакомые любителям музыки и музыкантам, посетителям концертов: скрипичный концерт Иоганнеса Брамса и последняя, Седьмая, симфония Сергея Прокофьева.

Аншлага на этот раз не было, что заставило с лёгким сожалением подумать о том, что жадной до музыкальных впечатлений, но не очень многочисленной псковской публике, приходится быть всеядной. Филармония, по понятным причинам выживания и игнорируя своё изначальное предназначение приобщать любителей музыки к «святыням» классики, отдаёт предпочтение достаточно многочисленным и разножанровым развлекательным программам, поглощающим духовные и временные ресурсы псковичей и отвлекающим их от «пищи богов». Зато всегда радостно за тех, кто всё же посетил «классические» концерты. Они всегда заканчиваются овациями и «бисами».

На этот раз галерея выдающихся имён музыкантов, чья музыка звучала в концертах сезона: Моцарта, Чайковского, Вагнера, Элгара, Сибелиуса и других, дополнилась достойнейшими именами немецкого романтика Брамса и позднего Прокофьева, выдающегося новатора, обретшего в зрелый период творчества прижизненный статус классика. Ведущей концерта Марией Громовой была «заброшена» очередная «информация для размышления» и со сцены зазвучала, возможно, впервые в Пскове, музыка Скрипичного концерта Брамса. Поскольку в истории музыки XIX века имя Брамса, как представителя направления «чистой», непрограммной музыки, постоянно противопоставляется   Вагнеру, создателю знаменитых музыкальных мифов и роскошных программных звуковых картин, на этот раз захотелось их объединить.

Подумалось, что музыка Скрипичного концерта, соединяющая в себе героическую стать и лирическую проникновенность могла бы быть идеальным воплощением любимого вагнеровского героя Зигфрида, жаждущего вершить подвиги и мечтающего о любви. К тому же, она навеяна великолепными картинами природы, впечатлениями северного немца Брамса - от Италии. Солист Гайк Казазян своим исполнением словно бы ярко воплощал этот образ, легко доминируя в сложной симфонизированной фактуре концерта.

Хрестоматийно известная Седьмая симфония Сергея Прокофьева (1952), представлена в истории музыки и в анонсах - как ещё более классичная, чем Классическая, Первая, созданная   многими десятилетиями раньше (1917). В ней словно бы воплощены усилия авангардиста и новатора, бесконечно обуздывающего себя и «встраивающегося», наконец, в рамки умеренного и «всепримиряющего» классицизма. Симфония — прощание... Знакомый со школьных программ яркий хоровод «детских» тем этой симфонии, изобретательные приёмы развития, мир образов, пронизанных «позитивностью», так ли это? Г. Рождественский, знаменитый дирижёр, интерпретатор Прокофьева, рассказывает в «Преамбулах» о поисках композитором концепции финала этой симфонии...

Благодаря живому, пусть «сыроватому», не всегда слаженному ритмически исполнению оркестра, но - в трактовке Хондзинского, отличающейся вдумчивостью и вниманием к деталям, на эту музыку будто заново открылись глаза. Сложная многотембровая полифония оркестра в живом звучании поражает парадоксами, причудами, эффектами и создаёт впечатление цирковой арены или театральной сцены, заполненной карнавальными персонажами и действием: сценками, танцами и парадом, настоящий театр оркестра, где каждый инструмент — персонаж. Симфония воспринималась как прощание композитора с  карнавальным миром, так блестяще воплощённым им в ранних произведениях и комических операх 20-х, 30-х годов, с «карнавальным» восприятием мира, которому в жестоком ХХ веке действительно был положен конец... Процесс живого «поглощения» музыки Прокофьева на этом концерте стал, словно бы по-новому, -  увлекательным.  Двух гениев — романтика и неоклассика XIX и    XX веков объединили в концерте при всей масштабности общего звучания — лирическая проникновенность и ностальгия по «несбывшемуся», заставившая вспомнить «Бегущую по волнам» Грина, как ещё одно воплощение карнавальности мира. Продолжаем слушать классику! Она не подведёт, но выведет! На нужную дорогу.


Член Союза композиторов России, музыковед, преподаватель Псковского областного колледжа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова Татьяна Лаптева


 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2020.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.