ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 
 
24-04-2017

В Пушкинском Заповеднике открылась выставка «Литературные шедевры в иллюстрациях белорусских графиков»

Выставка «Литературные шедевры в иллюстрациях белорусских графиков» из собрания Полоцкого музея-заповедника знакомит зрителя с работами отдельных белорусских авторов, которые в своём творчестве посвятили литературе как отдельные серии, так и станковые произведения, наполненные авторским взглядом и субъективным пониманием литературного образа.

На выставке представлены 40 графических работ, выполненных в техниках литографии, линогравюры, офорта, печатные иллюстрации и две печатные доски. Возможно, изучив выставочные экспонаты, кто-то откроет для себя целые миры, увидит иллюстрацию, которая для творческого человека является попыткой переосмысления содержания литературного произведения, интерпретации поступков и мыслей его героев.

В экспозицию вошли работы Георгия и Натальи Поплавских, Арлена Кашкуревича, Елены Лось, Николая Байрачного и Владимира Провидохина. Это талантливые белорусские иллюстраторы, многократные участники и призёры Всесоюзных конкурсов книжной графики.

В среде белорусских графиков особое место занимает Арлен Михайлович Кашкуревич, народный художник Беларуси, заслуженный деятель искусств БССР, профессор. Его работы — это одновременно «иллюстративная поддержка текста» и проникновение в суть произведения через понимание философии, морали, той самой идеи, которую хотел донести зрителю сам автор литературного произведения. За свою творческую жизнь художник проиллюстрировал много книг известных белорусских писателей: «Три поэмы» Янки Купалы (1962 г.), «Сердце на ладони» Ивана Шамякина(1964 г.), «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича (1983 г.)и др. Однако самыми значительными в творческом отношении стали серии иллюстраций к поэме Николая Гусовского «Песня про зубра» (1973 г.) и трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» (1975 г.).

В «Песне про зубра» ярко выражен патриотический призыв к единению и дружбе различных по вере и культуре европейских народов перед угрозой турецкого и татарского нашествия, прославление деятельной, свободной, гармонично развитой и мужественной личности, идея патриотизма.

Обложку первого издания «Фауста» 1790 г. украсил офорт Рембрандта под названием «Алхимик у себя в кабинете», выбранный самим Гёте. «Фауст» А. М. Кашкуревича отличается своей современностью. В отличие от средневековых образов, созданных коллегами художника, Арлен Михайлович показал трагедию сквозь призму явлений XX века. Трагедия стала своего рода международным иллюстративным «сражением».

Не менее интересны работы белорусского графика Георгия Георгиевича Поплавского, академика Национальной Академии наук Беларуси (1995 г.),  академика Академии художеств СССР (1991 г.), Российской Академии художеств(1991 г.), заслуженного деятеля искусств БССР (1977 г.), народного художника Беларуси (1997 г.). Художник работает в различных техниках станковой и книжной графики. Им оформлены произведения: Я. Купалы, Я. Коласа, А. Кулешова, В. Короткевича, В. Быкова, А. Адамовича, классиков мировой литературы. Одной из самых известных работ стала серия офортов к поэме Якуба Коласа «Новая земля» (1968 г.). Художник сумел создать «простые» запоминающиеся иллюстрации. На Международной выставке графики и книжного искусства в Лейпциге в 1969 г. книга была отмечена Дипломом «Schonste Buch» (Наикрасивейшая книга мира). Дипломом 1-й степени ХХI Всесоюзного конкурса «Искусство книги» были отмечены иллюстрации к поэме Янки Купалы «Она и я».

Наталья Поплавская — художник, график, автор многочисленных иллюстраций к белорусским сказкам и сказкам народов мира. На выставке представлена серия линогравюр к роману Ивана Мележа «Люди на болоте». Роман входит в цикл «Полесская хроника», который был посвящён жизни белорусских крестьян. Произведение написано в1962 г. и стало самым известным творением автора.

Елена Георгиевна Лось известна своими литографиями, линогравюрами, а также цветными иллюстрациями к белорусским народным сказкам. Елена Георгиевна создала ряд иллюстраций по мотивам «Слова о полку Игореве» (1986 г.). Известна она также как иллюстратор детской книги. Художница иллюстрировала очень популярные в советское время книги: «Конёк-горбунок» Петра Ершова; «Денискины рассказы» Виктора Драгунского и др.

Художник Владимир Провидохин тяготеет к интеллектуальной графике. Значительная часть произведений — претворённый воображением субъективный пластический отклик на произведения Фёдора Тютчева, Германа Гессе, Леона де Грейффа, Велимира Хлебникова и др. Литературный текст привлекает В. Провидохина своей двойственной природой, способностью одновременно символизировать и ясность, итайну.

Серия офортов к роману Н. В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит Николаю Байрачному, художнику с очень широким кругом художественных реализаций. Среди них академическая скульптура, керамика и книжная графика.

Выставка открыта до 27 июня 2017 г. в Научно-культурном центре. Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 (выходные - понедельник, вторник)


А. М. Кашкуревич. Иллюстрации к трагедии И. В. Гёте «Фауст». 1984 г. Печать офсетная

Н. И. Байрачный. «Ноздрёв». К роману Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1978 г.

В. А. Провидохин. «Есть некий час...». Из серии «Федор Тютчев». 1989 г.



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2017.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.