ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 
 
28-08-2015

Пушкин и другие


В Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» с большой гастрольной программой снова едет один из самых красивых, молодых и классически-интеллигентных театров России — петербургская «Пушкинская школа».

Гастроли этого театра вот уже второй год устраивают в «Михайловском», исполняя поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина об организации в музее-заповеднике «Михайловское» постоянно действующего театрального проекта, который предполагает создание и самый широкий показ спектаклей по произведениям классической литературы.

В 2015-ом, который объявлен Годом литературы в Российской Федерации, эти показы включили в программу «Большие гастроли 2015» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.
«Пушкинская школа» будет гостить в «Михайловском две недели. В афише — 11 спектаклей, 10 названий.

Открывает гастрольную программу в четверг, 3 сентября, спектакль «Фауст и другие». Его сценарий и постановка — работа народного артиста России, лауреата Госпремии России Владимира Рецептера. В основу этих «опытов драматических изучений» (так определяет жанр работы режиссёр) легли «Сцена из Фауста», «Папесса Иоанна», «Альманашник», «О Дурове» и многие другие сочинения и наброски Пушкина — мало известные читателям и совсем не известные театралам.

На сцену выходит очень пёстрый люд: от незадачливого кровельщика до графа, обвинённого в государственной измене, от бедного рыцаря-трубадура до поэта, «любимца муз и граций». Но главным героем спектакля становится Фауст, и не случайно сутью каждой истории оказывается противостояние человека и высшей силы, искушающей или помогающей сделать верный выбор.

«Это не фантазия постановщика: дошедшие до нас множественные черновые пушкинские наброски, схожие пунктирностью с «Папессой», постоянно доказывают, что самого Александра Сергеевича невероятно занимал этот путь — от дьявольского намёка, через попустительство дьяволу до обретения дьяволом реальной власти над человеком», — пишет в рецензии на спектакль театральный критик Екатерина Омецинская.

Далее в гастрольной программе — «школьная классика», фонвизинский «Недоросль». Театр возвращает на сцену прекрасную, но давно не игранную пьесу, и открывает её заново. Известный советский, потом израильский, а теперь вновь российский режиссёр Владимир Портнов «ставит щемящую человеческую историю, и смех, которым зал не раз взрывается в ответ на блистательные фонвизинские реплики, обрывается горьким недоумением: ведь все здесь живые люди, у всех своя, пусть нескладная и дикая, но жизнь, и всех жаль», — пишет известный театральный критик Наталья Каминская, рассматривая этот спектакль как историю краха одной семьи, доброго и простодушного мира.

Особый разговор — о спектакле «Странный монарх». В его основу Владимир Рецептер взял материалы, которые Пушкин собирал для своей «Истории Петра». «Мы застаём царя в переломный и, вероятно, самый драматический момент его правления: 1718 год, активная оппозиция, действующая от имени царского сына Алексея, должна быть уничтожена. В результате жертвой становится собственное дитя, царскую душу разъедают сомнения и разочарования, впереди болезнь, смерть и смутное время. Перед нами еще одна материализованная тяжесть «шапки Мономаха», история власти, где государственные и нравственные соображения в тугой, трагический узел», — читаем в статье Натальи Каминской  «Царство отца без сына».

Один из самых интересных спектаклей — работа молодого актёра и режиссёра Григория Печкысева «Это я, Батюшков».

В основу моноспектакля об одном из самых трагических и незаслуженно забытых русских поэтов, прямом литературном наставнике Пушкина, легли стихи Батюшкова, его записки и письма: Гнедичу, Вяземскому, Жуковскому…

«Контраст здоровой фактуры Григория Печкысева и анакреонтического имиджа его героя работает на главную тему спектакля — кризиса идентичности, разлада с собой и с действительностью», — размышляет театральный критик Татьяна Джурова, и подчёркивает, что это «…преследовало Батюшкова на протяжении той половины жизни, которую он провёл, будучи в сознании и под страхом его помрачения. Проклятие наследственного безумия висело над ним с рождения и настигло в 34 года...»

Вошло в афишу гастролей-2015 и несколько новых версий прежних работ (заметим в скобках, что спектакли меняет часто даже не столько режиссёр, сколько само бытование инсценировки, её жизнь на сцене, реакция зрителей). Это, например, лермонтовский «Маскарад» (гиперссылка: ), блоковская «Роза и крест», к которой Владимир Рецептер возвращается уже в четвёртый (!) раз, или «Хроника времён Бориса Годунова» по «Истории государства Российского» Карамзина, опере Мусоргского и произведениям Пушкина.

Эти и другие спектакли будут показаны в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника (посёлок Пушкинские Горы, Новоржевская, 23, тел. 8 (81146) 2-23-21). Полную афишу гастролей театра «Пушкинская школа» в «Михайловском» можно найти на официальном сайте музея.

Очень важное обстоятельство для небогатых, в общем-то, жителей Псковской области — цены на билеты совсем невысокие: билет на любой спектакль стоит от 100 до 400 рублей.

Для организованных групп школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и вузов в цену билета включена и бесплатная экскурсия по любой из заповедных усадеб на выбор.

Для тех, кто приобретает абонемент на все спектакли гастрольной афиши, предусмотрена и пятидесятипроцентная скидка, так что все десять спектаклей можно будет посмотреть всего за 1 000 рублей.

Подготовила Лидия Токарева, фото театра «Пушкинская школа»


"Фауст и другие"

"Это я, Батюшков"

"Недоросль"

"Странный монарх"

"Маскарад"



 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2018.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.