ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


Гадания на Ивана Купалу

Гадания на венках

Цветы и венки, сплетенные накануне Ивана Купалы, вешали на окна, двери, ворота. Они должны были оберегать дом и домочадцев от злых духов, болезней и других напастей.

Девушки же в праздник плели венок для гадания на суженого. Чаще всего в венки вплетались четыре травы — медвежье ухо (коровяк), Иван-да-Марья, лопух и богородская травка (чабрец).

Венки пускали по течению реки и наблюдали, как они плывут. Тонущий венок был плохим предзнаменованием: "Венок утонул — милый обманул". Если венок расплетался, вытягивался в цепочку или распадался на отдельные цветы, это было наихудшим знамением, даже если венок при этом не утонул. Значит, не выйдет девушка в этот год замуж.

 

Гадание на цветочном венике

Праздник Ивана Купалы отмечался не только на Руси, но и во многих странах Западной Европы. Там тоже существовали различные гадания на травах и цветах. Например, в Финляндии и других странах был обычай перед праздником париться в бане с веником из купальских цветов. Состав веника был сугубо индивидуальным у каждой из девушек, но для всех обязательным был иванов цветок — марьянник, на Руси называемый иван-да-марья.

После бани девушки выходили во двор и забрасывали использованные цветочные веники на крышу. Если веник остался на крыше — быть владелице в этом году замужем, скатился — ходить в девках. Это гадание помогало также определить и характер будущего мужа. Внимательно следили, какое положение занял веник на скате крыши. Лежит веник ручкой вверх — муж будет строгий, если вниз — добрый. Если веник упал горизонтально ручкой влево — выйти замуж за бедного, если ручка смотрит точно направо — выйти за богатого.

 

Гадание на травах

В старину верили, что если собрать чудодейственных купальских трав и на ночь положить их под подушку, то приснится вещий сон. Девушки мечтали увидеть во сне своего суженого. Считалось, что чем больше видов трав входит в гадальный набор, тем правдивее будет предсказание. Например, мог быть такой гадальный набор: богородская травка (чабрец), зверобой, ромашка, василек полевой, анютины глазки, вероника, донник, медвежье ухо (коровяк), кошачья лапка (бессмертник), калган, тысячелистник и череда.

 

Иванов деньНародное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Слово «купало», обозначающее существо сердитое, горячее, и служащее эпитетом солнца, упоминается в письменных источниках с XVI столетия. Иванов день назывался в народе Иван, «Цветной Иван», «Венишный Иван». Рассказы о традиционных народных гуляниях в ночь накануне Иванова дня, поверья, связанные с этим праздником, различные магические действия зафиксированы повсеместно на территории северных районов Псковской области. Наиболее успешные «реставрации» народных праздников принадлежат работникам культуры Островского района – в поселке Крюки, в деревне Покровская Красногорского района. В их сценариях наиболее органично использованы традиционные сюжеты мифологии.

Широко распространены поверья о русалках, о разгуле колдовской силы в ивановскую ночь, отраженные в сюжетах быличек: баба в длинной рубахе на клюке (или метле, кочерге) прожинает рожь, колдунья или одно из воплощений колдовской силы – змея отнимает молоко от коров. Эти представления отразились в обрядовойКостер на Иван Купалу практике Иванова дня. Оберегая домашних животных от колдунов. Около хлева клали камень, «ивановскую» траву, над дверью вешали «колючего деда», «колкушу»(репей). Так же, как и на Егорьев день, коровьи рога «замыкали замком» от «сглаза» и «зверя». Повсеместно распространена информация о кострах в ночь на Ивана. Судя по сведениям из Плюсского района, костры жгли от Иванова до Петрова дня. Единично зафиксированы такие наименования ивановских костров, как «купало» и «колужье». У костров разворачивалось большое гуляние, которое длилось всю ночь до рассвета – «до белого дня». На гулянье собирались жители из окрестных деревень, пели песни, играли в горелки, плясали. Около костра проходила совместная трапеза – ели картошку, огурцы, пили водку. Через костер прыгали, а в конце гуляния костер растаскивали.

В ивановскую ночь девушки собирали целебные травы. Цветы, траву «иван-да-марья». Широко бытуют поверья о цветущем папоротнике: если увидеть его цветок в ночь на Ивана, то сбудется любое желание. В ивановскую ночь девушки гадали. В основном, загадывали на замужество, на жизнь или смерть, на желание – сбудется или нет. В каждой из деревень были свои любимые гадания.

Березовый веникВ Иванов день ходили в баню и первый раз парились свежими березовыми вениками. В «иванский веник», обладавший магической силой, добавляли цветы травы «иван-да-марья», листья папоротника или делали его из двенадцати трав, собранных в ночь на Ивана. Таким веником парились для того, «чтобы здоровье было». С первым новым веником девушки гадали на замужество: выходя из бани, кидали его за спину – куда комлем упадет, туда и замуж пойдешь.


 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2017.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.